## СТАТЬИ ##

 

 

ПАНК-РОК-НЕ-ЮБИЛЕЙ (ТехноБизнесМаркет #16 (127) 2005 год)


Этим летом исполняется 26 лет со дня рождения питерского панк-рока. Это не может не радовать – более четверти века в нашем городе существует это направление. Конечно, дата не круглая, но, почему бы ни рассказать нашим читателям о том, как начинался, рос и развивался ленинградский, а потом и питерский панк-рок. Благо, что какой ни какой, а повод есть…

НАЧАЛО…

Не для кого ни секрет, что Ленинград всегда отличался тем, что был самым передовым в области музыки. Может, сказывается близость Европы. В Ленинграде родились и развились два сильнейших и основополагающих музыкальных направления – техно и рок. Не удивительно, что русский панк-рок пришел в СССР именно с берегов Невы, когда летом 1979-ого девятнадцатилетний студент Андрей Панов создал группу «Автоматические Удовлетварители», или, как более короче – АУ. Примерно с того времени к Панову «приклеилось» прозвище Свин…

В те годы было сложно говорить о каком-то упорядоченном панк-движении. Панк оставался все-таки больше явлением социальным: молодые люди украшали одежду многочисленными булавками, а на лицо наносили совершенно безумный макияж.
Панками в то время были и такие легендарные личности как Виктор Цой и Алексей Рыбин, больше известный как Рыба. И Рыба и Цой тогда играли в АУ, что же касается Свина, то, например, Андрей Христиченко (ex-«Хрустальный Шар», ныне «А-Кустики, ягодки») говорит о нем следующие: «Андрей Панов производил впечатление скромного, интеллигентного человека. Будучи музыкантом и поэтом, ищущей личностью, Андрей реализовывал свои идеи достойно, не отступая от главной идеи, концепции. Он экспериментировал в музыке, не подражая и не скачивая идеи у других - наверное, своих у него было более чем достаточно. На самом деле, Свин всегда при встрече производил положительное впечатление: спокойный, с чистым взглядом, молодой панк.»

Песни Свина всегда отличались поэтичностью и некой витиеватой сатирой. Панов словно противопоставлял себя зажравшимся делягам и прочим «буржуям», но злости в его текстах не было, она была заменена неким пренебрежением и иронией. Что ни говори, а мастером слова он был блестящим. Просто о сложном, весело о страшном – вот, наверное, кредо его поэтического наследия. Часть из этого самого наследия ни так давно была издана одним известным издательством в рамках антологии «Поэты Русского Рока»…

После ряда, достаточно успешных концертов в Москве и Прибалтике, АУ на некоторое время исчезли из поля зрения меломанов. На волне же возрастающего интереса к панк-року даже молодой АКВАРИУМ пытались причислить к панк-культуре.


Еще одним интереснейшим персонажем панк-рока 80-х стала команда «Народное Ополчение», образовавшаяся в 1982 году…
Святослав Задерий (ex-«Алиса»): «Это очень хорошая группа, их лидер Алекс Оголтелый просто безумный человек. Да и все остальные тоже… А название у них интересно тем, что двусмысленное. С одной стороны, это, как видят многие – некая такая армия, но, с другой стороны, название расшифровывается как то, что народ ополчился. Оскалился, то есть…»

С их стороны панк-рок был вовсе асоциальным. В том плане, что абсолютно не отягощенный какими-нибудь социальными подтекстами: этакая развеселая безбашенная музыка с забавными текстами и харизматичным лидером, к слову сказать, достаточно долгое время работавшим санитаром в одной из псих-больниц.

«Народное Ополчение» существуют и поныне, а Свина в августе 1998-ого не стало...

…ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Дальнейшая история питерского панк-рока связана с именем легендарного виолончелиста «Аквариума» Всеволода Гаккеля летом 1991-ого открывшего клуб «TaMtAm», который в скором времени становится поистине культовым местом для молодых групп, не вписывавшихся в эстетику Ленинградского Рок-Клуба.

Одной из самых интересных групп, появившихся на его сцене, стала «Химера» – коллектив из Выборга, образованный на осколках проекта «Депутат Балтики».

Музыку «Химеры» нельзя отнести к какому-то определенному направлению: стилистика песен очень разнообразна – от почти что хардкорового рубилова, до душевных акустических баллад.

Михаил Шульгин (гитара, «Морэ&Рэльсы»): «Химера» – очень классная команда с очень любопытными текстами и неповторимым стилем. Их альбом «Zudwa» должен послушать каждый. Это действительно очень прикольно».

К сожалению группа просуществовала не долго, 23-его февраля 1997-ого года лидер и вокалист «Химеры» Эдик Старков кончает жизнь самоубийством, и группа перестает функционировать, оставив после себя целую обойму концертных и два студийных альбома.
 

В середине 90-х на клубных сценах (в том числе и в «TaMtAmе») все чаще стала появляться группа «Король И Шут». Почему-то принято считать их истинными патриархами нового питерского панк-рока, но их панк выражался лишь в форме, ибо текстовое наполнение песен было далеко, как от социальных проблем, так и от подросткового максимализма. Князь и Горшок просто облачили в форму панк-рока удивительные сказки о кукле колдуна, мертвом анархисте, проклятом старом доме… Наверное, именно необычность союза стихов-страшилок с отвязной и, на самом деле, достаточно традиционной панк-музыкой и сделали «Король и Шут» одной из самых успешных групп России, собирающей на свои концерты огромные дворцы спорта и продающих свои альбомы многотысячными тиражами.

В то время, когда «Король и Шут» записывали свои первые альбомы, в Выборге образовалась группа «Последние Танки в Париже» под управлением одаренного поэта и шоу-мэна Алексея Никонова.

Одно время «ПТВП» просто разрывались между родным Выборгом и Питером. Но, так получилось, что в родном городе Алексей Никонов стал персоной нон грата практически во всех клубах, где можно было выступать. Это предрешило то, что группа окончательно переехала в Санкт-Петербург, где, почти сразу попала в заботливые руки продюссера Андрея Тропилло, записавшего группе два альбома – «ГексАген» и ставший, по результатам премии музыкального журнала FUZZ, лучшим альбомом 2004 года альбом «2084».

Тематика песен «ПТВП» очень разнообразна: Никонов может петь о том, за что он голосует, а уже в следующей песне прощаться с любимой девушкой. Леха Никонов создает на сцене яркие и энергоемкие образы: он то крушит микрофонные стойки, то плачет, то режет себе вены. А иногда вдруг замирает и тихо поет, что «до завтра еще вся ночь», и, что «еще один день - осталось так мало, мы будем делить одно одеяло».
Никонов всегда настоящий: если он любит - так всецело, если ненавидит - так до тошноты. Его можно назвать продолжателем того дела, которое в свое время начал Андрей Панов. «Последние Танки в Париже» даже перепели одну из песен АУ, причем сложно сказать, чья версия «Юнкеров», - оригинал или кавер, - наиболее интересна.

1999-ый же год принес еще одну интересную команду. Питерцы «Морэ&Рэльсы» успешно стартовали, заключив контракт с Леонидом Бурлаковым (ex-продюссер «Мумий Тролль», «Zемфира», нынче продюсер самарских самородков «Братья Грим»), но впоследствии музыканты сами его и разорвали.

Лелик Зверьков (вокал, бас «Морэ&Рэльсы»): «Мы не раз были замечены представителями российских лейблов, в том числе и Л. Бурлаковым, но нас устраивала идея издавать музыку своими собственными силами».

Своими силами группа записала дебютный альбом «Играть по клубам и доить спонсоров» и в 2002-ом выпустила его в свет в виде DIY-издания. Только через год один из питерских лэйблов решился на выпуск этого альбома более или менее официально. В 2004-ом как приложение к одному из московских журналов вышел второй диск «На Dискач!!!», который под другим названием решилась впоследствии переиздать компания «Союз».
 

Вообще в новом питерском панке стала все отчетливее прослеживаться лирическая линия. Те же «Морэ&Рэльсы» в своих песнях воспевают некую Милую Нину и говорят о том, что «ищет любовь скомканный город, много любви в кармане у вора».

К сожалению, радиостанции пока не готовы к такой честной музыке. Разве что отличилось радио Maximum, взявшие в ротацию одну из песен «Морэ&Рэльсы». Характерной чертой питерского панк-рока стали все та же честность и независимость: музыканты играют то, что хотят, не замыкаясь на каком-то отдельном стиле и не боясь говорить о том, о чем они действительно думают…

… И ЕЩЕ ОДНО ПРОДОЛЖЕНИЕ

Конечно же, нельзя складывать мнение обо всем питерском панк-роке только по тем группам, о которых было написано выше, но с другой стороны, так получилось, что именно эти коллективы стали самыми яркими явлениями в этом направлении.

Приятно, что панк-рок развивается, разрабатывая все новые и новые направления. Последние время очень популярны такие стили как ска-панк и скейт-панк. Все больше народа на клубных концертах групп «Активный Отдых», «1,5 Киллограмма отличного пюре» и т.п., все больше молодых людей предпочитают слушать панк-рок, нежели трясти хаерами под металл, или пить портвейн под DDT и курить опиум под «Агату Кристи».

Сегодня панк стал неотъемлемой частью молодежной культуры. Немного жаль, что он перестал восприниматься как нечто революционное, но что же делать - такова жизнь, а значит, как спел Никонов: «революции не будет!». Просто она уже свершилась…
 

Святослав КОРОВИН


P.S. Практически весь текст этой статьи можно прочитать в электронном варианте статьи IN THE PUNKS TEOS. Следует учитывать, что та статья не была опубликована полностью, а в этом материале как раз активно и использованы вырезанные беспощадным редакторским курсором фрагменты.
 

Святослав Коровин
http://svyatoslavkorovin.narod.ru

 

<< НАЗАД          ||          В НАЧАЛО >>