## СТАТЬИ ##

 

 

Д-Р КАРАБУЛЬКИН: ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЕЛ ПАНК-РОК В СССР (типа эссе)


ААААА! Чистый кайф (полный балдеж): Щелковский Архивариус льет бальзам (никак не придумать куда, но льет) ! Кто в числе первых начал позиционировать себя в качестве панк-музыканта в Союзе Советских Социалистических Республик, когда это еще, как говорится, не стало мейнстримом? Слово профессору:

По горячим следам предыдущего поста о Тыне Трубецком позволю себе чуть-чуть порассуждать о самом феномене т.н. "эстонского панка" для дорогого, но (вероятно) неискушенного читателя.

"Кто?", "Где?", а главное – "Когда?" — в СССР первый начал играть панк-рок? Дискуссии на данную тему уже много лет не утихают на просторах интернета. Для значительной части адептов отечественного панка данное музыкальное направление на территории родной страны появилось одновременно с группой "Король и Шут" (возможны еще варианты, например "Пурген"); чуть более продвинутые считают пионером стиля Юру Хоя с его незабвенным "Сектором Газа". Но те, кто по-настоящему "в теме", небезосновательно убеждены, что первый человек, который в СССР начал играть панк-рок (или играть в "панк-рок"? – тут тоже есть определенные разногласия в исследованиях!), создал первую в СССР панк-группу, да и вообще, "по жизни", был первым (а многие считают – и единственным!) советским панком – это легендарнейший Андрей Панов. Он же Свинья.


Андрей Панов, концерт АУ в Люберцах 1 мая 1983 года
Андрей Панов, концерт АУ в Люберцах 1 мая 1983 года

 

И в этом, конечно же, есть своя сермяжная правда. Ведь почти 90% населения бывшего СССР говорят (и пишут) на русском языке, а Свин, бесспорно, был первый РУССКОЯЗЫЧНЫЙ панк. Это аксиома, и всякие телеги о Кузе Уо, Градском (и это не шутка!) и прочих персонажах, весьма достойных, но – тем не менее – что якобы именно они задолго до Свиньи и до "Пистолетов" в России открыли данный стиль – не выдерживают никакой критики.

Летом 2007 года вышел неплохой, на мой скромный взгляд, телевизионный репортаж "Жизнь против правил", повествующий о происхождении, становлении и развитии панк-рока, в частности — в СССР. Кто не смотрел – рекомендую, в начале передачи интересно рассказывают об Андрее Панове:

 


 

Также достойный репортаж был показан в 2010 году к его юбилею:


Тем же, кто хочет узнать еще больше о жизни и поближе познакомиться с творчеством Андрея Валерьевича, я рекомендую изучить сайт, посвященный его памяти www.svinpanov.ru, материалы для которого скрупулезно собирает вот уже 15 лет Александр Большаков.

Казалось бы – при чем здесь эстонцы? Но не следует забывать, что СССР был громаднейшей империей, состоящей из 15-ти ныне абсолютно независимых суверенных государств. И одним из этих государств, а тогда – обычной союзной республикой, была Эстония (Эстонская ССР). Причем самой маленькой республикой – население современной-то Эстонии едва ли чуть больше, чем в одном из многочисленных административных округов города Москвы.

Нет смысла рассказывать, чем вообще интересно это государство. Многим. Можно почитать в Википедии, можно туда съездить и посмотреть. Можно вспомнить Яка Йолу и Анне Вески, "Ванна Таллинн" и т.п., но возвращаясь к специфической тематике – панк-року – поясняю, что в Эстонии панк-группа PROPELLER еще в 1980 году записала свой, весьма высокого качества, но (естественно!) эстоноязычный, а потому не нашедший массового слушателя на просторах СССР, альбом. В связи с чем, Вконтакте в тематических группах у нас были весьма серьезные дискуссии на тему: где же, все-таки, в Советском Союзе, раньше начали играть панк-рок – в Ленинграде или в Эстонской ССР? К консенсусу мы так и не пришли, каждый остался при своем мнении, а про PROPELLER я как-нибудь обязательно напишу отдельный пост.

Тематически: поражает, нет – просто потрясает – огромное количество панков в этой небольшой республике. Поражает их, если можно выразиться, плотность на душу населения. Изумляет, что ежегодно они устраивают общенациональные певческие праздники, когда выходят в чисто поле, наверно, если не пол-страны, то близко к этому, и с симфоническим оркестром, с Президентом (!) государства, дружно, хором, распевают наиболее изестные песни из репертуара любимых (ну по крайней мере самими эстонцами) групп, в числе которых знакомые россиянам и SEX PISTOLS, и наш Цой с незабвенной "Мамой-Анархией" и т.п. Такого я не встречал ни в одном государстве, нигде более.

 


Эстонцы массово исполняют "Anarchy in the UK" (кавер SEX PISTOLS), 2008 год


Эстонцы хором поют "Мама-анархия" (кавер КИНО), 2011 год


На исходе советской эпохи, в 1991 г., на отдельной кассете вышел сборник "Монолог из подворотни", представленный записями 34-х советских панк-групп, с 1980 по 1991 гг., среди которых были весьма достойные – "Автоматические Удовлетворители", "ДК", "Народное Ополчение", "Гражданская Оборона", "Бригадный Подряд", Ник Рок-Н-Ролл и др. Удивительно, что каждая пятая из представленных на данном сборнике команд была:
а) из Эстонии;
б) записаны эстонцы были еще в 1-й половине 80-х, когда наши еще только "раскачивались" в плане звукозаписи;
в) песни, записанные эстонскими группами, были весьма интересны. Невзирая на непонимание, вызванное языковым барьером.
Желающие ознакомиться с данным сборником могут скачать его здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2460388

Почему на благословенной советской почве семена панк-рока дали наибольшие всходы именно в Эстонии, а не в Таджикистане, например, или в Армении? Вероятно, имеет значение, безусловно, историческая почва (стремление к независимости подавляющего большинства коренного населения этой республики, собственно ту самую "независимость" практически никогда не имевшей), а также близость Финляндии с ее финским теле- и радиовещанием, что в советское время, безусловно, давало фору в плане информационных ресурсов – об этом вспоминали и Виллу Тамме, и ребята из группы Generator M, но это уже отдельная тема.

 

Александр Конвисер. Блог
В.Карабулькин 14.01.2014

konviserland.ru/d-r-karabul-kin-otkuda-est-poshyol-pank-rok-v-sssr-tipa-e-sse
 

<< НАЗАД          ||          В НАЧАЛО >>