## СТАТЬИ ##

 

 

ТОЛКОВАНИЕ НА СВИНЬЮ (Владимир Иванов, "Ухо", № 3, 1983 г,)

 

Автоматические Удовлетворители 1983 годВОРОХ СТАРЫХ ГАЗЕТ
 

Дорогой брат мессир! Ты просил меня высказаться по злободневному вопросу.

Что ж, изволь.
 

Назовем это эссе так: "ТОЛКОВАНИЕ НА СВИНЬЮ"

Мы знаем из истории литературы и философии, что нередко чрезвычайно высокие, новые и полезные суждения извлекались из шизоидного, мистического и прочих видов вдохновенного творчества. Поэтому мы будем даже неоригинальны, если извлечем сегодня квинтэссенцию из творчества пьяного.

...Так говорил /пел, орал, вы......../ Свинья...

Или иначе: "психология панка".

Чтобы покончить с предисловиями, скажу здесь, что многие выразят протест против чрезмерно широкого распространения понятия "панк". Например, московские концептуалисты "мухоморы" панками себя не считают. Но это ребятки из той славной когорты, которая считает каждое свое пердение оригинальным вкладом в развитие цивилизации. Признать свою вторичность или хотя бы приверженность чему-либо - для них все-равно что Солоухину сплясать в дискотеке.
 

Кстати, это еще один аргумент в пользу того, что "мухоморы" - натуральные панки /см. ниже/. Ну прик с ними. Если кому-то не нравится, что я подвожу под статью "панк" слишком разношерстную команду хулиганов, тот может обозвать сей континуум* каким-либо другим модным словом, скажем, "а-позиционизм" или "нью-инфант-териблизм". Я не обижусь.В реальности континуум существует - ибо существует, как я постараюсь показать, четкий набор объединяющих признаков. Остальное же - спор о словах.

Мне прошедшего не жаль
У меня своя, своя, своя мораль!
Нам с тобой не повезло
В отношенье... в отношении всего./"Остальное ерунда" - СВИНЬЯ, 1981/

ПРОШЕДШЕЕ... Стоит ли в натуре о нем жалеть? Макаревич вот плачет. Он обстриг свой прославленный кучерявый хаэр и теперь поет, почесывая щетину на затылке:

Как жаль, поверь мне, что ты забыл
И это время, и то, каким ты был. /"Старый рок-н-ролл" - Макар, 81/

Понять его можно. В самом деле, только что на наших глазах умерла целая цивилизация, назовем ее "цивилизация хиппизма" - опять же, терминология условна.
 

Престижный имидж, предлагавшейся этой цивилизацией "юношам, обдумывающим делать жизнь с кого" включал не только лохматую голову и трузер в заплатах. Он включал еще и "жизненную позицию", простите за неприличное словосочетание. Причем мировоззрение хиппизма, имело в 10 раз более широкое хождение, чем всякая модная СИМВОЛИКА "цветов" и оказывало влияние на казалось бы весьма делекие социальные и политические группы.
 

Хрестоматийно, что хиппи пришли в сей мир как отрицательная реакция молодежи на гнусное б......е буржуазное общество. Только они возникли на 10 лет раньше, чем Роттен и К°, в середине 60-х.
 

Но есть и более глубокое различие между контестацией** хиппи и панка. Для первого отрицание окружающего мира - это прежде всего. уход от него. По-научному говоря, "эскапизм". Причем не обязательно ведь бежать в коммуны, в Гималаи, в глюкотину ЛСД. Скажи, разве бегство "бригадистов", городских партизан в пара-действительность революционной догматики, не имеющей ничего общего с повседневной жизнью за окном, чем-нибудь лучше наркомании?


Кстати, это была наиболее деловая часть хиппианского поколения. А вот панку не стремно глядеть за окно.


Просекаете? Если нет, то возьмите пленку "Воскресенья" и послушайте. Самая подходящая иллюстрация.
 

Свинье тоже не в кайф бывает. Но Никольский пожалуется: "По дороге разочарований снова очарованный пойду", а Свинья сплюнет, махнет стаканчик и нарисует другую картину:

Вот снова новый день
Я снова у ларька,
Так дайте пистолет Скорее мне сюда!

Во всех своих аффектах*** панк - это житель бренной земли. Жизненный путь апологетов хиппизма - Макара, Величанского, Липницкого теряется среди ущельев, замков и прочей паласно-ЛСДовой романтики. Окружающая среда Свиньи куда как более конкретна:

Пошел я раз на помоечку, а там нашел баночку,
В ней была съедена черная, черная, черная икра!

Потому-то ужас его и ужаснее: как верно заметил один кент на Западе, хиппи демонстрировали кошмар, а панки страшны сами по себе без лишнего понта. Если же методику панка усваивает талантливый поэт и композитор /да простит меня Cвин, но он по натуре скорее актер и пророк/ - итак, если за панк берется такой гигант мысли, как Боря Гр-в, то результат получается психоделический. Один московский критик сказал, что песня "Того ли ты ждал" достойна 9 симфонии Бетховена. Я добавлю, что она достойна стать новым похоронным маршем.
 

Но трагизм ее настолько ажитирован****, что применение "А" на похоронах становится опасным: покойники могут восстать из могил /см. работы д-ра Муди о загробной жизни/.
Любопытно проследить, как относится та или другая фракция к необходимости социализироваться, то есть делать карьеру, продавать душу за цветной телевизор, теплую мягкую жену и домашние тапочки. Для хиппи это трагедия, наверное, самая крутая в жизни. Во всяком случае, это ситуация витального***** выбора: ДО сих пор я был один, а потом интегрировался и стал ДРУГИМ. Как сам человек расценивает свое превращение: как мудрость или как подлость зависит от глубины интеграции. А панк? Свинья об этом особо не поет, но по биографиям конкретных представителей мы можем сделать интересные выводы. Многие из них - вполне социализированные люди. Как ни странно!

Хватит дурью заниматься, хватит шутить
Без причины смех в тебе встает
Мне бы только больше денег получить,
Вот это хоть бы что-нибудь дает.

Закрывать глаза на то, что для существования в этом мире нужны и деньги и приличное шматье етс - короче, косить под святого - эта хиппианская ипостась Свинье и Ко отвратительна. Это те "шуточки", которым посвящена злая песня Удовлетворителя. Это просто дешевый понт. Он ведет к аутизму и разрушению личности. Он мешает. В "уставе" одного из новейших спорт-фэновских объединении так прямо и сказано: "вы, мол, должны нормально учиться и работать, чтобы вечером иметь возможность делать то, что вам нравится".
 

Или можно сопоставить сильных здоровых"мухоморов", которые могут и герлов трахать, и п... дать и бабульку на стройке зашибить - например, с испитыми и отягощенными комплексами знаменитыми СМОГами чтобы представить себе масштаб изменений.
 

Быть вечно пьяным стало во всех отношениях немодно.
Как же - закричите вы, - Свинья-то киряет, и на концертах то-же!
Мало ли! - скажу я, - у нас шло кто не киряет. И "А" любит это дело, да и аз грешен... Но дело ведь не в физическом процессе, а в установке. Можно пить так, как сказал Хайям "Мы пьем не потому, что тянемся к веселью

И не разнузданность себе мы ставим целью
Мы от самих себя на миг хотим уйти
И только потому к хмельному склонны зелью,"
И такое пьянство - это, друзья мои, п.....

А можно пить так, как пили наши предки при Св. князе Владимире, т.е. для веселья и именно так сказать разнузданности. Чтобы потом поорать, подичать, снять телку, затеять остроумную шутку и розыгрыш. И это будет добрый панк.
 

Выбирай сам, друг Вова, что тебе по кайфу. Если же ты считаешь, что я этой философией только мозги тебе е.., то вспомни, что панки на Западе отменили все наркотики, кроме плана, который, как известно, не подавляет личность и даже стимулирует половую способность. На фоне этого факта утверждение о двух разных подходах к алкоголю надеюсь, не покажется тебе высосанным из 21 пальца!
 

Но панковский реализм имеет свой предел. Он установлен песней Свиньи "Дохлые гады". Пророк указывает:

Успехи в науке идут тебе в руки
От них наживешь ты себе только рак.

Этим он обращает внимание на то, что ни к каким карьерно-статусным делам нельзя относиться серьезно. Иначе они порабощают тебя и ты, по образному выражению Свиньи "не живешь, а гниешь,"


В итоге мы имеем мудрое и диалектическое отношение к житейским благам. Их не нужно шугаться, как триппера, но в то же время ими нельзя и дорожить. Есть у тебя финский гарнитур - зае.....! Нет - х... с ним.
Главное, что ты сам себе хозяин.
 

На первый взгляд такая установка менее прогрессивна, чем хиппианский максимализм. Да, она не такая твердая. Зато она гибкая и не ломается.
 

Заметь, Вова, что если бы х.. был стеклянный, то им нельзя было бы е......
 

Не удивительно, что по мере распространения панка все более острым становится его враждебность отмирающему хиппистскому миру. Вернее той его части, которая, позабыв заказать себе спектра, ничего не видит вокруг и пилит мьюзик 10 летней давности. Замечательный портрет этих пленников мертвого имиджа нарисовал БГ, сам хиппи-отступник, в песне "Электрический пес".
 

Вот Макар слушает ЗООПАРК /команду, очень близкую панку/. Он говорит: "Какое хулиганство". Заметьте, его шокирует не хреновый уровень исполнения, а сама суть. Как вообще можно петь про ванну, про портвейн, про аборты? Да, это хулиганство. А Свинья ему за ЗООПАРК отвечает:

Я забыл о бурях и о громе
Мне теперь милее тишина
И живу в своем я старом доме
Где так много гавна!
/"Подражание Макаревичу"/

Если для хиппи панк - это глупый урлак /подчеркивается все время его низкий эстетический уровень/, как 10-12 лет назад это делали "блюстители" по отношению к хиппи/,то для панка хиппи - просто шизофреник.
 

Психопату и шизофренику - как Востоку и Западу - не понять друг друга!
 

Но ведь психопатия - это не болезнь, а тип характера. Конечно, я не хочу оскорбить уходящую цивилизацию обвинением в поголовной крейзовости. Но наклон в эту сторону был моден. По-этому конфликт волн мы можем рассматривать еще и как вытеснение болезненности реализмом.
 

Говорят, что панки засти балл все. Действительно, когда начитаешься Мухоморов, каждый самый обычный твой жест станет тебе смешон. Даже над Лимоновым, своим предтечей, они готовы поржать: он-де вые..... На основании всего этого делается вывод, что панки - циники, и ничего для них не свято и не ценно.
 

Не свято? Пожалуй. Есть у меня дружок, представитель младшего поколения. Он ничуть внешне не похож на панка, и одет солидно, и обиделся бы, назови я здесь его имя, но в первое время меня поразила в нем одна черта - черта, которую я потом осознал как черту поколения, резко и откровенно выраженную именно в панк-искусстве. Он ни о чем не говорил в приподнятой манере. И обо всем - с легкой иронией.
 

Я вспомнил свою юность, когда мы с пеной у рта где надо и не надо лепили лозунги, и решил, что за его ироничным спокойствием скрывается пустая и дешевая душа. Но странно: шло время, и оказывалось, что в жизни и в деле этот чувак во всяком случае не менее надежен, чем мои крикливые ровесники.
 

И я понял, что на утверждение педагогов "юность - пора непримиримости" пора ставить крест.
 

То же и Мухоморы. Для них действительно не существует кумиров, но это еще не значит, что они циники.
 

Циник - это в натуре тот, кто закупает гарнитуры и хрусталь. Это настоящий циник, потому что ему на все насрать. А тот, кто устраивает концерты и хэппенинги с риском ночевать в ментовке, и ночует там, и вылетает из институтов и с работы и т.д. - тот, простите, если и циничен, то в крайнем случае в древнегреческом, благородном значении этого слова. У него есть нечто за душой. И немало.
 

Высокие слова, убеждаемся мы, еще не тождественны стоящим за ними высоким реалиям. Религиозный фанатизм под гимны и прочие песнопения - явление прошлого. Деловая целеустремленность - явление будущего. И если в панковом тбилисском цикле БГ поет о себе:


Порой мне кажется, что мы герои Порой мне кажется, мы просто срань то это не мешает нам все равно относиться к нему как к герою, поскольку мы знаем, что он не бог, а нормальный человек,а все люди - немного отчасти срань. Это естественно. А что естественно, то не стыдно.
 

Отрицая высокие слова, панки, безусловно, отрицают мораль. Поскольку мораль - это и есть, собственно, высокие слова. Современные ученые очень справедливо различают моральные нормы: временные, присущие только данной конкретной общности, и нравственные: абсолютные, общечеловеческие. Первые - от человека. Вторые - от Бога. Например, "не ругаться матом" - это из морали, а "не предавать своих друзей" - из нравственности. Через 100 лет слово "х.." станет литературным, но предатель всегда будет х...... человек.
 

Особенно ярко отношение панков к морали выступает в вопросе любви. Здесь новая здоровая психология оказывает целебное воздействие. Сколько клевых людей погибло, ушло в штопор от т.н. несчастной любви. Как бабочки на огне они сгорели, или как мухи на липучке /издохли/. Вот я недавно сильно и глубоко любил одну подругу, и когда понял, что ловить больше нечего, то совсем уж было собрался поиграть в старую игру "я несчастный" /См. Шекспир, другие писатели/. Но тут я вспомнил изречение Свиньи:

Не говори, что я тебя люблю
Твою любовь я видел на х..

и сразу почувствовал облегчение, как будто бы произнес мантру. В самом деле, какая ерунда. Я пошел на сэйшен, выпил с друзьями, подписал биксушку и вскоре окончательно поправился. Нет, пойми меня правильно, я не против любви - любовь, особенно сильная и глубокая, это очень интересное и полезное занятие, куда более интересное, чем простой фак, но именно поэтому я советую всем испытывать ее почаще и побольше, а не выходить в аут / в пьянство, в тюрьму, в психушку/ после первого неудачного опыта.
 

Всегда важно вовремя посмотреть на себя и улыбнуться. Не слишком рано, и не слишком поздно.
 

Что касается нравственности, то пока панкам, несмотря на все громкие заявления, трудно быть ее противниками хотя бы в силу тяжелых условий своего бытия, которые требуют солидарности, дружеского доверия и взаимопомощи. Конечно, и среди панков могут быть говенные люди, но все кого я знаю, к этой категории не относятся. И сам Свинья в личном общении - вовсе не плохой чувак.
 

По такой же модели, как и этика, строится и эстетика панка. Она основана на презрении ко всему внешнему, второстепенному, и прежде всего к художественном форме.
 

"Какая разница, настроена или не настроена!" - кричит Свинья в ответ на замечания публики. Его же во время выступления в кафе какая-то дама спросила: "Молодой человек, где ваш голос?" "А на х.. он нужен?" - ответил знаменитый певец. /Хотя голос у него, кстати, очень клевый/.
 

Поэтому искусство панков в музыке, живописи и литературе, нарочито небрежное, принимается в штыки многими старшими товарищами. Говорят, что это вовсе не искусство. Приводят всякие ученые аргументы. на самом деле это искусство.недостаточно красиво для среднего застоявшегося ума.
 

У одного молодого концептуалиста спросили, что такое концептуализм. Он ответил:" Представьте, что вам нужен образ голой бабы. Джорджоне нарисует вам свою Венеру. А я просто приведу бабу с улицы и попрошу, чтобы она разделась."
Панк-искусство есть обнаженная суть нашей действительности.
 

Если его не все понимают, то ведь иконопись и японскую поэзию тоже не все понимают.
 

Кстати, ты наверное заметил трезвым взором, что я делаю орфографические ошибки самого кретинского толка: скажем, пишу кафЭ через Э. Мне так нравится. Я так говорю. И такое правописание - тоже презрение к условностям, тоже маленький панк.
 

Я не стану базарить о том, насколько все эти новые левые расклады органичны именно для нас /многовековые казацкие блатные традиции етс/ поскольку это вопрос более социологическим, мы же стараемся держаться в рамках науки психологии. Так же без мазы нам с тобой вдаваться в идеологию: я уверен, что можно быть панком и христианином, равно как панком и ницшеанцем. Ибо это не идеология, это иной уровень общественного сознания.
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ уровень. В нем бросаются в глаза: активность и довольно здоровый оптимизм, но эти качества панка как оружие, допускающие весьма разнообразное применение.
 

/Интересно, что Свинья - убежденный атеист, единственный, кстати, убежденный атеист из всех, кого мне приходилось встречать. А второй по известности наш панк-музыкант - кличка Зеленый - верующий православный, И т.д./
 

Правда, прогоняется такая тюля, что новое поколение склонно-де к фашизму и в пример приводятся движения т.н. спортивных фанов/ хотя к спорту это массовое увлечение имеет примерно такое же отношение как портвейн к Португалии/. Лично я смотрю на этих чуваков с симпатией, когда они кричат "Спартак - чемпион!" и вижу весьма мало фашизма в их примитивной религии.
 

Но сам по себе панк далек от фашизма, я сказал бы, тотально - поскольку он не приемлет никаких авторитетов. Свинья любого пошлет на член - но не обидится, если пошлют его. Тот в этом мире, кто перестает быть "простым чуваком" сразу же станет объектом искреннего презрения и издевательства.
 

Всякие там мэнсоны, гайянские коммуны и прочие издержки хиппизма вырубаются этой установкой заранее под корень. В крайнем случае может получиться небольшая Запорожская сечь в виде бардака.
 

В заключение несколько слов о внешнем виде. Так как у нас вообще буквальное следование любой моде особенно экзотической, дорого и стремно, слишком правильные панки скорее подозрительны. Свинья одевается просто как бич.
 

В конце концов все эти булавки просто неудобно расстегивать, если случится необходимость быстро раздеться. Глядишь, за это время аппарат опустится. Главное, советует Свинья, усвоить полезную философию и применять ее в жизни. Желаю успеха в любви, дружбе, сексе. Твой
 

Р.S. Кстати, насчет бардака - неплохо бы снарядать сэйшенок за городом, походец, у?

* Здесь = "шобла", "хебра".
** Контестация - от "to contest" - противостоять чему-л./англ./
*** здесь "понтах", "выфаркиваниях".
**** Ажитация=возбуждение /психиат./
***** От слова "вита" - жизнь /лат./
 

Ухо № 3 /1983г./
Статья сохранена Владимиром Ивановым
http://vvs.spb.ru/oldspapers/sam/s1983-27.htm

 

<< НАЗАД          ||          В НАЧАЛО >>