ТРУДНО
СМОТРЕТЬ В ЗЕРКАЛО ПО УТРАМ |
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ
Крутые рокоманы знают ленинградскую группу "АУ", паспортное имя лидера которой в
народной молве не сохранилось, зато он часто фигурирует в байках под прозвищем
Свинья. "АУ" относится к разряду тех коллективов, о которых многие слышали, но
мало кто имел повод удостовериться, существуют ли они в действительности. Одно
слово — легенда.
Поэтому сегодня речь о другой ленинградской группе, которая замечена в
выступлениях на совместных московско-ленинградских концертах столичной
рок-лаборатории и на фестивалях рок-клуба города на Неве. Группа называется
"Народное ополчение". А создал, возглавляет и солирует в ней бывший бас-гитарист
"АУ", тоже известный в тусовке под кличкой — Алекс Оголтелый.
"Народное ополчение" появилось в 1981 году. И летом того же года музыканты
записали свой первый альбом...
Тут началось. Нет, не восхождение к славе. О трудностях в творчестве и жизни
рок-музыкантов в застойный период стало скучно повторять — неприятности тогда с
лихвой огребали все. Однако об остроте песен "Народного ополчения" можно судить
хотя бы по тому, что даже ленинградский рок-клуб, созданный как оазис свежего
мышления, опасался принимать "ополченцев" в свои ряды аж до весны 1988 года.
А когда на VI фестивале рок-клуба "Народное ополчение" все-таки дебютировало,
выяснилось, что петь частушки про Брежнева уже не только не крамольно, но вовсе
не актуально. Алекс со товарищи, конкретно: гитарист — Игорь Мотовилов, бас —
Вадим Снегирев, барабанщик — Алексей "Микшер" Калинин и звукооператор — Андрей
Николаев, взялись за подготовку новой программы, которая, на их взгляд, точно
отразила помыслы периода расцвета предпринимательской инициативы, выразившиеся в
названии цикла - "Икры!" Они стали лауреатами "Рок-поп-шоу" в городе Бердянске и
возглавили "Хит-парад-89 Бориса Малышева" в телеобозрении "Поп-антенна".
На мой взгляд, успех группы определяет колоритность солиста. Нет, странных
парней, приплясывающих на сцене в пижамах, хватает и без Алекса Оголтелого. Хотя
ингредиенты музыкального коктейля, который составляет из приемов наиболее
популярных стилей каждая группа, могут быть различными, наиболее успешны, как
мне представляется, те, кто уважает панк. В нашей стране это направление было
воспринято по преимуществу как кладезь театральных форм. "Припанкованные"
артисты чаще других делают ставку на оригинальность сценического имиджа. Все
маски дурдома оживают в пику унылому, прилизанному стереотипу попсовой эстрады.
Однако, не внемля искусствоведам, юные поклонники зачастую предпочитают
сладеньких, аккуратных кумиров взлохмаченным и подергивающимся. Переубедить их,
надеюсь, в силах лишь обаяние артиста, которым щедро наделен Алекс Оголтелый.
Подозреваю, для тинэйджеров, которые в основном составляют аудиторию эстрадных
концертов и являются читателями музыкальных рубрик, бесполезно походя сослаться
в характеристике Алекса на персонажей фильмов Ингмара Бергмана. И тем не менее в
картинах этого скандинавского режиссера замечательно разработан тип
героя-неврастеника, столь созвучный нашему времени. Наивно, конечно, проводить
прямые параллели между звездами мирового киноэкрана и нашими доморощенными
рокерами, но учиться все-таки стоит у мастеров. А ими тема, грубо говоря,
мира-психушки уже давно освоена. Она не легка для восприятия, но в отличие от
первых отечественных потуг в этом направлении, медицинского свойства диагнозы не
раздражают примитивным шутовством, не теряют эффектности, шарма, романтичности
взгляда на них художника. А у Бергмана к тому же оттенены северной
сдержанностью, дающей изящество рисунку.
В странном голосе, необычной внешности, непредсказуемом темпераменте Алекса
Оголтелого определенно есть что-то от бергмановских персонажей. Перспектива
развития группы — в гармонии единения поэтических, музыкальных и зрелищных
образов ее песен. Мне кажется, Алексу, как и многим нашим рокерам, случается
хвататься за первое подвернувшееся решение или, наоборот, мудрствовать лукаво.
Не исключено, по утрам он просто не в силах разглядеть себя в зеркале, а больше
в течение дня туда не заглядывает. Поэтому его песни если и грешат чем-то, так
привкусом "деланности". Я бы мечтала услышать исповедь того Оголтелого, которого
видишь. Такой герой мог бы многое порассказать, и не о Скандинавии, а о нашем
житье-бытье.
А может быть, не стоит отвлекать страстного заводилу джэмов Алекса тривиальным
советом быть внимательнее, играя самого себя? Думаю, стоит. Тем более что это
общая проблема для многих современных художников, которые в быту нередко
интереснее, чем в работе. Почаще заглядывайте в зеркало, и не только примеряя
костюм, в котором будете позировать рядом с собственной картиной или диском.
Журнал “МЫ” (19??, N?)
<< НАЗАД
||
В НАЧАЛО >>
|