## СТАТЬИ ##

 

 

ТРУДНО СМОТРЕТЬ В ЗЕРКАЛО ПО УТРАМ


МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ
 

Крутые рокоманы знают ленинградскую группу "АУ", паспортное имя лидера которой в народной молве не сохранилось, зато он часто фигурирует в байках под прозвищем Свинья. "АУ" относится к разряду тех коллективов, о которых многие слышали, но мало кто имел повод удостовериться, существуют ли они в действительности. Одно слово — легенда.

Поэтому сегодня речь о другой ленинградской группе, которая замечена в выступлениях на совместных московско-ленинградских концертах столичной рок-лаборатории и на фестивалях рок-клуба города на Неве. Группа называется "Народное ополчение". А создал, возглавляет и солирует в ней бывший бас-гитарист "АУ", тоже известный в тусовке под кличкой — Алекс Оголтелый.

"Народное ополчение" появилось в 1981 году. И летом того же года музыканты записали свой первый альбом...

Тут началось. Нет, не восхождение к славе. О трудностях в творчестве и жизни рок-музыкантов в застойный период стало скучно повторять — неприятности тогда с лихвой огребали все. Однако об остроте песен "Народного ополчения" можно судить хотя бы по тому, что даже ленинградский рок-клуб, созданный как оазис свежего мышления, опасался принимать "ополченцев" в свои ряды аж до весны 1988 года.

А когда на VI фестивале рок-клуба "Народное ополчение" все-таки дебютировало, выяснилось, что петь частушки про Брежнева уже не только не крамольно, но вовсе не актуально. Алекс со товарищи, конкретно: гитарист — Игорь Мотовилов, бас — Вадим Снегирев, барабанщик — Алексей "Микшер" Калинин и звукооператор — Андрей Николаев, взялись за подготовку новой программы, которая, на их взгляд, точно отразила помыслы периода расцвета предпринимательской инициативы, выразившиеся в названии цикла - "Икры!" Они стали лауреатами "Рок-поп-шоу" в городе Бердянске и возглавили "Хит-парад-89 Бориса Малышева" в телеобозрении "Поп-антенна".

На мой взгляд, успех группы определяет колоритность солиста. Нет, странных парней, приплясывающих на сцене в пижамах, хватает и без Алекса Оголтелого. Хотя ингредиенты музыкального коктейля, который составляет из приемов наиболее популярных стилей каждая группа, могут быть различными, наиболее успешны, как мне представляется, те, кто уважает панк. В нашей стране это направление было воспринято по преимуществу как кладезь театральных форм. "Припанкованные" артисты чаще других делают ставку на оригинальность сценического имиджа. Все маски дурдома оживают в пику унылому, прилизанному стереотипу попсовой эстрады.

Однако, не внемля искусствоведам, юные поклонники зачастую предпочитают сладеньких, аккуратных кумиров взлохмаченным и подергивающимся. Переубедить их, надеюсь, в силах лишь обаяние артиста, которым щедро наделен Алекс Оголтелый.

Подозреваю, для тинэйджеров, которые в основном составляют аудиторию эстрадных концертов и являются читателями музыкальных рубрик, бесполезно походя сослаться в характеристике Алекса на персонажей фильмов Ингмара Бергмана. И тем не менее в картинах этого скандинавского режиссера замечательно разработан тип героя-неврастеника, столь созвучный нашему времени. Наивно, конечно, проводить прямые параллели между звездами мирового киноэкрана и нашими доморощенными рокерами, но учиться все-таки стоит у мастеров. А ими тема, грубо говоря, мира-психушки уже давно освоена. Она не легка для восприятия, но в отличие от первых отечественных потуг в этом направлении, медицинского свойства диагнозы не раздражают примитивным шутовством, не теряют эффектности, шарма, романтичности взгляда на них художника. А у Бергмана к тому же оттенены северной сдержанностью, дающей изящество рисунку.

В странном голосе, необычной внешности, непредсказуемом темпераменте Алекса Оголтелого определенно есть что-то от бергмановских персонажей. Перспектива развития группы — в гармонии единения поэтических, музыкальных и зрелищных образов ее песен. Мне кажется, Алексу, как и многим нашим рокерам, случается хвататься за первое подвернувшееся решение или, наоборот, мудрствовать лукаво. Не исключено, по утрам он просто не в силах разглядеть себя в зеркале, а больше в течение дня туда не заглядывает. Поэтому его песни если и грешат чем-то, так привкусом "деланности". Я бы мечтала услышать исповедь того Оголтелого, которого видишь. Такой герой мог бы многое порассказать, и не о Скандинавии, а о нашем житье-бытье.

А может быть, не стоит отвлекать страстного заводилу джэмов Алекса тривиальным советом быть внимательнее, играя самого себя? Думаю, стоит. Тем более что это общая проблема для многих современных художников, которые в быту нередко интереснее, чем в работе. Почаще заглядывайте в зеркало, и не только примеряя костюм, в котором будете позировать рядом с собственной картиной или диском.
 

Журнал “МЫ” (19??, N?)
 

<< НАЗАД          ||          В НАЧАЛО >>