## СТАТЬИ ##

 

 

ПАНК-PОK СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ MEPТВ


Москва. Панк Фестиваль в ДК Горбунова, 23 и 24 мая 1997 года

23 мая:

КОРОЛЬ И ШУТ:

... очень давно не виданные, собиравшие толпы еще в "ТaMtAm"'е и не игравшие толком в Москве (единственный нормальный концерт - в конце апреля, на юбилее ЧЕТЫРЕХ ТАРАКАНОВ). В зале - неполном еще, но слэмовать можно - неожиданно много людей в футболках ШУТОВ (при том, что из Питера, кроме музыкантов, приехало едва полтора десятка человек). Как всегда заводная и ложащаяся на уши музыка, в программе - избранное из лучшего; портили дело разве что легкие неполадки с микрофоном. Впоследствии удалось вычислить, что все участники фестиваля играли в конце сета по каверу. У ШУТОв - "Yellow Submarine" (Джонни Роттен этого бы не одобрил).

НАИВ:
... суперпрофессиональная и ультраполиткорректная группа с очень самоуверенным, иногда наглым фронтмэном (Александр Иванов). Если бы я не знал об обратном, я бы подумал, что они с КИРПИЧАМИ лучшие друзья, подчеркнуто совпадает лозунг "алкоголь против наркотиков". Другой лозунг - "Fuck Racism" (судя по футболке). Громкий и энергичный, международно признанный панк-рок, примерно поровну классики и хардкора, русского и английского, статичной позы и разнообразного телодвижения. Некоторые песни пел бас-гитарист (Денис Петухов). В качестве кавера - обработка песни бременских музыкантов со словами "Нам ментов загадочные рожи не заменят никогда пирожных". Лидер-вокалист НАИВа после концерта активно общался со STRANGLERS, а на пресс-конференции TOY DOLLS появился с заклеенным изолентой ртом.
 

The STRANGLERS:
... тогда секьюрити впервые выстроились цепочкой на сцене, хотя народу в первый день фестиваля было меньше. Кто-то сказал, что этот концерт был бы более успешен в Петербурге, поскольку STRANGLERS там популярнее. Тем не менее, артистов надо было охранять, прыгнувший в толпу вокалист (Пол Робертс) вернулся слегка помятым. Началось, после длительной беготни, с "Valley Of The Birds", но материал последнего альбома не доминировал. Величайших хитов и просто великолепных песен было много, энергия фонтанирует, заводка страшнейшая, но это не был панк-рок, и они не были панк-рокерами - взрослые и умные. С другой стороны, сравнить свои представления о том, как должны звучать любимые песни, с представлениями написавших эти песни людей - как минимум сильное впечатление. Где-то в районе "Nice'n'Sleazy" прыгучая парочка - Пол Робертс и Жан-Жак Бюрнель (бас/вокал) были уже обнажены выше пояса - на сборнике их видео эта песня проиллюстрирована концертными сьемками с тура '78, когда с ними были стриптизерши. Кстати, Жан-Жак все так же выпячивает губы и твистует с бас-гитарой. Барабанщик Джет Блэк (огромный) и клавишник Дэйв Гринфилд (чем-то похожий на мушкетера) держались позади, а гитарист Джон Эллис начал солидно заигрывать с публикой только под конец. Финальный бис - головоломная версия "Summer In The City" (лучше ее делали, может быть, только LOVIN' SPOONFUL) - напоминание о том, что мы в большом городе. О том, что скоро лето, можно было не говорить - хотя погода и была холодной, жарко было всем.

24 мая:
 

ЧЕТЫРЕ ТАРАКАНА:
... уже освоились с новым гитаристом (Максим Беляев), да и он чувствует себя уверенней на сцене. Родной город их заслуженно любит и хорошо знает, даже многочисленные московские наци-скины не остались в стороне, старательно оттопыривая средние пальцы рук в ответ на упоминания о свастике. Наконец-то предоставилась возможность их как следует, внимательно послушать, - ошибок они не делают, все отработаю до четкости. Но, насколько я понял, барабанщик (Денис Рубанов) не принес вокалисту (Дмитрий Спирин) концертных штанов. А так все было плотно и RAMONES-образно. Охрана выстроилась на сцене уже в самом начале. В завершении концерта - "Submission" by Cook/Jones/Matlock/Rotten.
 

АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ:
... а толпа делала вид, что все идет, как должно. Самым умным оказался Андрей Панов, спросив: "Неужели нравится? Вы что, идиоты?" Нет, не идиоты, но мужество осознать, что концерт плох, все обрели только после самокритичного вопроса. Пыльный, с женской прической и в протертых на заднице штанах, Андрей был приведен в ДК Горбунова в полузомбированном состоянии. На концерте он толком не спел ни одной песни, и самый приятный момент выступления АУ - это когда вытащенная Андреем на сцену из зала девчонка задрала футболку, продемонстрировав голую грудь. В качестве кавер-версии профигурировала "Всецело" Алексея Вишни. Отслушавший последние 4-5 песен Майкл Олгар из TOY DOLLS сказал, что это было "вполне мило, звучало очень по-английски" (в смысле, что не было похоже на американский панк).

 

Автоматические удовлетворители
 

The TOY DOLLS:
... сверхруппа - без всяких ироний и натяжек. Вся дикая (в Москве ирокезы и разноцветные волосы почему-то популярнее, чем в Питере) толпа сразу сошла с ума - сверху это непрерывно дергающееся массовое гуляние выглядело просто потрясающе. Приятель, ездивший в Англию на SEX PISTOLS, рассказал, что люди в Лондоне реагируют не так бурно. Слэм очень злой, ботинками по голове получить легче легкого. В то же время иногда к хору группы подключалась публика, вопя в нужных местах нужные слова. Выскочившие - в костюмах и с галстуками, очень яркие и пластичные - TOY DOLLS начали без лишних предисловий. Почти весь материал, благодаря бутлегерским кассетам, знаком - и все слышанное раньше оживает и преображается. Они много играют, дурачатся и резвятся (кроме барабанщика Марти - он привязан к своему рабочему месту, к тому же он серьезней, немного лысей и толще). Один выезд Ольги (вокал/гитара) на плечах Кей'Си (бас/вокал) стоит многого. Также как полуимпровизационная, полуклассическая интерлюдия, исполненная этой парочкой на акустических гитарах в качестве отдыха для публики. Так же как любая из их песен - хоть "Terry Talking", хоть "Nelly The Elephant". Так же как "самая быстрая в мире" версия "Blue Suede Shoes". На бис они выходили, кажется, не раз. С КУКОЛКАМИ все получили даже больше веселья, чем ожидали, и, кажется, больше, чем с ДУШИТЕЛЯМИ - дело, конечно, не в том, что STRANGLERS в нынешнем составе играют шесть лет, a TOY DOLLS - одиннадцать, а в том, что из песен идут разные чувства. У TOY DOLLS - позитивные.

P.S.: Спасибо Дмитрию Спирину, Александру Коновалову, Вове и всем в "Фили"-Москва, Жанне и Ирине ("Фили"-СПб), Нику Хоббсу, TEQUILAJAZZZ, Евгению Файзуллину, Т., Н., А. С. Курочкиным.

P.P.S.: В следующем номере читайте интервью с Полом Робертсом и Жан-Жаком Бюрнелем (The STRANGLERS) и Майклом "Ольгой" Олгаром (The TOY DOLLS)

 

Шитя Шарапов (Rock-Fuzz, июнь 1997)
фото Сергей БАБЕНКО

 

<< НАЗАД          ||          В НАЧАЛО >>