## ИНТЕРВЬЮ ##

 

 

ИНТЕРВЬЮ С ВАЛЕРИЕМ МОРОЗОВЫМ, БАРАБАНЩИКОМ ГР. "АУ"


Валерий Морозов, барабанщик группы Автоматические УдовлетворителиВалерий Морозов: "Когда бабы визжат - значит хорошо. Они себе отчета никакого не дают, просто, когда их прет, они начинают визжать. Ну все! Тогда все нормально!..."

 

Интервью барабанщика легендарных "Россиян" и "Автоматических удовлетворителей".
 

- После того как в феврале 1984 года Ордановский пропал, группа распустилась сразу?

Мочулов хотел группу оставить... Жора пропал, сами пытались что-то - разумеется, ничего не получилось. И тут всплывает Шевчук, тогда Мочулов хотел сделать так: нас перетащить - сделать команду Шевчука. Гоша Соловьев (басист) - как раз последний состав, Алик Азаров- он так появлялся всегда, так нависал, он же режиссер по образованию, всегда такую накачку давал. Поехали в Ропшу. Это наше первое знакомство с Шевчуком, Мочулов там живет... Жора вот-вот пропал, прошло там месяца три, а это ведь тяжело было на самом деле, сколько было портвейна выпито! Замес был крутой вообще... и вдруг Шевчук такой, и началось: у нас Гребень – у него Борис Борисович, блин, у нас Высоцкий - у него Владимир Семенович. То есть авторитарность такая. Потом еще после этой встречи он говорил, что приехал покорять Питер... Кого тут покорять? Кого покорять, блин?! Тут надо жить!.. такая штуковина, и все какие-то приземленные базары..: "Так пойдем строить коровники!". Я говорю: "Зачем строить коровники?". Он: "Купим GBL!". А тогда с аппаратурой хреново было, GBL был просто писк, хорошие динамики... То есть он думал не о творчестве, а о какой-то материальной стороне вопроса... Он же приехал вообще... это, конечно, не мое дело, это его личное дело, прежде всего он строил свой быт, купил машину, а музыка -это... Работа - это отдельно... ну вот такое сравнение - Жора, если брал гитару, он как-то вписывался в пространство, органично все. Даже Мочулов однажды рассказал, что Жора спел одну песню "Последний трамвай" - потрясающая вещь просто! Сидели они на лавочке после концерта, Жора с похмелья был, выпить - нечего , какие-то тетки сидели рядом, такие соловьихи. Он взял гитару, спел эту песню, тетки разрыдались вообще. Последний трамвай - последний шанс. Потрясающие стихи. Это шедевр. То есть он сливался, и это было круто! Вот, пожалуйста, антипод – сидим в Ропшинском парке с Шевчуком, шашлычки сделали. Там был Гоша, я, какая-то девушка с Шевчуком была и Мочулов. А мне уже его хватило! Он очень душный! Вот все наставления эти, нравоучения - как надо, как не надо, блин. Жора никогда на личности не переходил, он всегда говорил: "А может, так сделаем?" То есть он до своего уровня поднимал, а Шевчук до своего уровня опускал всегда. Может кому-то он нравится, но мне - нет. И вдруг Мочулов достает из кустов гитару, у меня сразу так екнуло ...м-да... "Юра, может, споешь?" Юра как заорет, блин, это вообще все... Ропшинский парк - это место царей, там цари отдыхали, там пруды, где форель выращивали, деревья, природа потрясающая!... и настолько диссонансно все. И как заорет, именно заорет, я не понял ни слов, ничего, зачем это все?! Такая история, но это не потому, что Шевчук - плохой , Жора - хороший. Просто такой пример. Каждый имеет право быть собой. Не знаю, что там у Мочулова было на уме, как бы это все развивалось, если бы какое-то было продолжение. Мы с Шевчуком разругались дико совершенно. Мочулов ходил там, трясло его. Я не говорю, естественно, что Шевчук - какой-то бездарь . Все хорошо, но как-то так вот все, и потом меня убила совершенно фраза такая: "Да у меня материала на 15 лет!" ...еклмн, вот что делал Жора? Он всегда пел на злобу дня. Его всегда интересно было слушать. Всегда у человека возникает вопрос о том, как жить? Как быть в данной ситуации? И вот чем опасен был Жора властям - тем, что, послушав его, возникал какой-то ответ. Вот да! Так и не иначе. Возникал какой-то оптимизм, программа к действию. Никогда никакого уныния. У Шевчука ни одной такой песни жизнеутверждающей нет. Не знаю. Просто не о том думает.

- Ордановский, говорят, достаточно простой был человек. Держался на равных...

Мало кто знает, какой у Жоры был быт, что музыкальные всякие дела - понятно, а он жил в коммуналке, жуткий коридор, очень узкий, и там такие клетушки-комнатушки. Кухня находилась в коридоре, то есть вся кухня - 2 двухконфорочные плиты. У него даже не было заварочного чайника. Он заваривал чай в термосах. Вот настолько к быту человек был равнодушен - это потрясающе вообще! На него посмотришь на сцене, впечатление такое, что он должен жить где-нибудь в особняке. У Жоры царственная была мимика, жестикуляция, ручищи длинные такие. И вот в то время со жрачкой было не очень: пили портвейн, ели макароны. Кто-то купил чего-то, какая-то колбаса вареная, макароны. А тогда макароны были не то, что сейчас. И Жора начал раскладывать макароны всем по тарелкам, а они все с вилки соскакивают, и неудобная пауза получается. Как бы надо приступать, а макароны все не кладутся никак. Он просто: "Ну ладно, можно и так". А у него пальцы длиннющие, и так пальцами всем разложил. Просто это так... ну сразу греет такая непосредственность...

- Чем-то Майка напомнило...

Тут такая интересная тема получается. Жора такой был космонавт, а Майк... не знаю, вместе мы с ним не тусовались и, в принципе, не пересекались никогда. Вот с Рыбой! С Рыбой - да! Рыбин Леха. А Майковская тусовка - это совсем другое абсолютно. Не знаю, как их определить. Майк казался более приземленным. Все классно, да. Он следовал в русле четкого рок-н-ролла. У Жоры проще было, не то, что проще. Он не привязывался к определенному стилю. Вот как получалось - так получалось, и это самое ценно. По игре очень часто было все сыро, и когда слушаешь запись, понимаешь, что это ужасно просто. По записям ничего не понять. Основное - это зум. То есть эмоциональное состояние человека на концерте. Вроде бы команда ничего не делает, а все в таком как бы приподнятом состоянии. Вот, кстати, Аквариум. Я их не очень люблю, но вот инструментально они очень сильная команда была. Просто играют люди, ничего не делают, просто буль-буль-буль. И это начинает затаскивать. Просто, как водоворот затягивает, а ничего не делают, щиплют струны. Не стараются, а это само собой. Вот такая штука. У Жоры то же самое было. Вроде бы ничего не происходит. Вот ничего не происходит! Любая другая команда сыграла бы, и реакции никакой. А тут - просто вот зацепило и тащит, и тащит. Бабы визжат! А когда бабы визжат - значит хорошо. Они себе отчета никакого не дают, просто, когда их прет, они начинают визжать. Ну, все тогда, все нормально!...

- Сохранилась запись концерта "Россиян" в ЦПКиО 1981 года, где еще во время объявления группы, в зале начинается такая вакханалия, даже страшно представить, что будет происходить, когда уже заиграют...

В то время концерт вообще был большой редкостью. Как они умудрились это сделать, вообще не понятно. Как-то так провели эту тему. Там и билеты были. А когда это все случилось, они поняли, как прокололись потому, что это был настоящий рок-концерт. Настоящий! Причем в те времена это вообще же была крамола жуткая. Вот если немножко отступить назад, первый раз, когда я "Россиян" увидел, у них была точка где-то недалеко от моста Александра Невского, и вот там концерт. Жора, естественно, вышел в своем атласном костюме, хайер по колено - все нормально! Сем тогда был, Андрей Васильев - на басу, на барабанах - Павлов, наверное. Вышли люди такие. А толпа пришла выпить вина и поплясать. Им под магнитофон не интересно, а когда живые музыканты, интересно вроде бы. И началась такая песня: "О, какой день – солнечный свет, ты хороша, нас ждет много лет...". Песенка такая простая, и так цепануло вообще! И вдруг вылетает мужик какой-то местный партиец и начинает визжать как баба: "Э-э-прекратииить!". Мы такие: "Все нормально, никто не дерется, все трезвые, все пристойно". Он почувствовал, что-то не то... нутром... взял и вырубил электричество. На этом концерт закончился. Они сыграли одну песню и все. Танцы закончились. А в ЦПКиО вообще ситуация комичная. Люди пришли уже заряженные. Тогда портвейн, правда, особой роли не играл. Это так, опосредованно. Можно, конечно, бухнуть, но и так было хорошо. Там зачем-то вышел конферансье, но, наверное, навязали. А у Мочулова такая любимая притча, что жил певец при каком-то там дворе, и тыры-пыры... ну не знаю, не всегда это уместно, а народ уже ждет. Вышел конферансье. А конферансье был старинного разлива, вальяжно так вышел. Думал, что толпа будет сидеть его слушать: "А сейчас встречайте! Группа "Россияне"!". Он так думал, наверное. Только начал говорить, стали кричать. Мне даже жалко его стало, он древний такой, старая школа Ленконцертовская. Ему деньги за это заплатили. Должен отрабатывать. Он привык, что сидят там "бараны", пялятся на него, а он им самый умный вещает. Фразы три он успел сказать... и "Ээээй-да пошел ты!!!". И тут началось, Они полностью блин! концерт отыграли. Там все круто. Они и сейчас бы на уши поставили. Говорят, разнесли ползала. Ничего такого не было. Нормально разошлись. А потом после концерта Жору посадили в черную блестящую машину и по парку долго-долго возили. Угощали дорогими сигаретами и предлагали, видимо, как-то сотрудничать. Он нам говорил потом текстом таким зашифрованным: "Долго беседовали". Я говорю: "Ну а что предлагали?". "Ну, предлагали там разные вещи, но я не согласился" - вот его слова. Тогда же у всех были кураторы. По крайней мере, Свиньёвского я видел от комитета. Свинья никогда не смущался ни по какому поводу, а тут мы как раз в рок-клубе стояли, и тот ему: "А ну-ка Панов иди сюда!". И какую-то такую накачку ему дал. Свинья отходит красный, как рак. Хотя Свинью напугать было крайне сложно. Свинья вообще только одной вещи боялся - летать самолетами. Он, правда, молодец стойко переносил, но сам дико боялся. Мы в Тюмень летели, вместе сидим, я, наоборот, любил самолеты, высотником работал. А летели в аэробусе, по-моему. У него крылья немного трясутся. У ТУ-шек они жестко стоят, а это такие потряхиваются. Я говорю: "Свин, смотри, крыло-то, блин, скоро отвалится". А он сжался. "Иди отсюда!". Боялся даже смотреть, но терпел зараза...
 

- Был еще концерт известный в Выборге на фестивале, где, рассказывают, началась драка, и Ордановский прямо со сцены во время выступления соскочил их разнимать...

Нет, немного не так было. Там как раз с Жорой случился первый такой сбой. У него ручищи огромные были. И он ни с того ни с сего замахал: "Не так! Все не правильно!" Потом стал запрыгивать на сцену и разбил себе бровь. Вписался в рояль. Мне тогда уже страшно стало, что сбои такие стали происходить. Странные весьма.

- Тогда же часто в Прибалтику ездили играть? Даже хроника сохранилась. Интересно, кто снимал, и как вообще это происходило?

Это да. Это Вильнюс, но меня не было тогда еще. А снимал все Жаров Сашка, был такой у нас. Погиб тоже при загадочных обстоятельствах. Попал под поезд. Размолотило вообще. Мужик очень башковитый был, рукастый очень. Благодаря его стараниям, кстати, остались записи Россияновские.

- А были мысли записывать альбом?

Тогда никто не предлагал, не было таких разговоров.

- По поводу его исчезновения ты сам что думаешь?

А чего тут думать! Тут вообще очень не понятно. Под конец за него круто взялись. Во-первых, подсадили на джеф, эфедрин. Тогда вообще с наркотиками было хреново. Я вот никогда не торчал. Иногда мы травку там курили, но и это не для того. Просто много творческих людей ради того, чтобы постичь какую-то неведомую истину... Но это и не секрет. Все покуривали. От травы-то с ума не сходят. Мы вообще в "Россиянах" не особо. Есть-есть, нет-нет. А Жора помимо группы общался еще с разными людьми. Он товарищ был востребованный со стороны женского пола. Да вообще с ним было интересно! Поэтому всегда окружен людьми был. Как-то звонит мне, говорит: "Я видел Бога!". А он начал в то время интересоваться Библией и все такое. Творческий человек всегда что-то ищет. Я говорю: "Жора, ты обалдел что ли? Какого Бога ты видел?" Тогда все общались - друг друга знали. А тут тетка у него появилась, никто не знает ее. Страшная! Типаж такой - Анна Герман. Тетка угловатая, прыщавая вся. Такая никакая... У Жоры всегда такие были тетки - красавицы! От него же полгорода тащилось, если не весь. Женская его часть. А тут какая-то вообще... не понятно что. Ну ладно, что же. Его дело личное. И он говорит, что сидел как раз с этой теткой. Не помню уже, как звали ее. Какой-то мужик притащил плана. Курнули. Ни с того ни с сего вместо мужика этого - пламя, как будто он загорелся весь. Такое ему было видение. И потом стали появляться всякие странные люди в окружении. Такое ощущение, будто хотели ему расшатать психику. Так в итоге и получилось. Поехали они на Старый Новый Год. Я почему-то не поехал. Не помню почему. Там уже за сутки до этого начиналась какая-то ерунда. Он очень был экзальтирован. Не то, чтобы агрессивен, а состояние такое близкое к истерике. Такой был момент. Раньше денег мало было. Кидали таксистов, бывало такое. Доезжали до места, говорили: "Подождите, мы сейчас за деньгами сходим". И, естественно, уходили через проходняк. А тут он лег под колеса, говорили очевидцы. "Пока не заплатите - никуда не пойду!". Заплатили, он пошел. То есть уже о чем-то говорит. Какой-то пошел такой сбой нехороший. Он в компаниях незаметный такой был. Все выпендриваются, Жора спокойно сидит, чем-то занимается. Люди то не заметили, что что-то не то происходит. Он как бы молчал, а потом вообще отстранился. И вот он в электричке этой встает и уходит. Ему там: "Жора, ты куда?". И такая фраза была: "Кто за мной - тот догонит". Ну, всякое же бывает. Хочется человеку побыть одному. Может, он там покурить пошел в тамбур. Не у кого даже мысли не было, что он может выйти где-то. Прошло три остановки, его нет. Тут уже стало серьезно, потому что выходят в тамбур, его нет. Подумали, что он в следующем вагоне. Нет. Еще три вагона. Нет. Дошли до конца состава. Жоры нет. Вышли, дождались электрички. Вычислили, что он вышел в Семлино. А тогда еще снегопад был такой. Приехали - глухо. И тут началось, это серьезно. Жора западал, бывало, на трое суток, но это в городе. А тут вышел часов в одиннадцать где-то в Семлино и непонятно куда пошел. Там сразу лес начинается. И с этого все и началось, то есть этим всё закончилось.

- Как утверждает рок-энциклопедия, ты после "Россиян" играл в АУ...

Второй человек после Жоры Ордановского - это Свинья был. Андрюха... По силе таланта, по харизме. Талантливый человек, как реактор. Почему вокруг Жоры была толпа, приходили-уходили потому, что от него греться можно было, как от печки, около него интересно. И Свинья то же самое, но Свинья немножко другой направленности, но тоже по силе харизмы там планка зашкаливала просто. И конец у них практически был одинаковый. Оба молодые, но с Жорой вообще такая мистика. Можно, конечно, раскопать, но никто не хочет. Доходит до определенного момента и затыкается. В общем, было такое, что не надо никому знать. А со Свиньей - да! Интересно было, погастролировали. Всякое разное было, очень интересно, потом что-то как-то это разрослось, какие-то оркестры пошли. А тогда тусовка собиралась у него в Купчино: там Цой постоянно был вообще, там его никто не знал никогда, Ай-яй-яй, Пиночет - много было народу, и все люди такие творческие. И Цой где-то сидел в уголке, молча так сидел. "Слушай, – Свинья говорит. – А кто это такой вообще? Он чего здесь сидит?..." - "Да просто парень, песни пишет". А он ему говорит: "Слабо тебе песенку-то написать?". Ну, панковские такие заморочки, хотя панк - это вообще стебалово. Свинья панком-то себя никогда не считал на самом деле, когда его спрашивали: "кто ты?" - "Я хиппи". Он никогда матом не ругался, никогда! Это только в крайнем случае, когда просто приспичит и только сугубо по делу. Ему приписывают всякую лажу, а у него папа Андрей Шульман, он эмигрировал в Америку, по-моему, балетмейстер, а мама Лия Петровна – каталожная балерина в Кировском театре. То есть нормально да вообще?! А сынок такой, значит. Но я говорю, самое смешное не было ни слова мата, никакой вульгарщины, никакой пошлятины. Свинья - это отдельная тема вообще, нас свел, кстати, Птер такой. Это Свердлов Игорь, он еще тот штрих, но кликуха в панке всегда оправдывается, я там кликухи не заработал, кстати, меня пытались "Папиком" назвать потому, что старше всех был. Свину кличку Юффа дал, Женя Юффит был такой у них тоже мозговой центр. А почему свинья? Потому что у него вздернутый такой нос был, и он очень боялся потолстеть. Он когда начинал толстеть, пережрал, у него брылья такие отрастали щеки. Типичный свинья, еще нос вверх сделает - стопроцентный! С Цоем, кстати, был случай интересный. Вот тоже мужик такой... Были мы в мастерских художников каких-то, не помню. Я был, Птер. И там несколько комнат. А поскольку мы из разных сословий: мы - панки, Цой - интеллигент. Интеллигенция такая метущаяся. Они - прагматики такие, мы - раздолбаи. А тогда у винища пробки были пластмассовые, а пить надо было: сушняк мерзкий. Выхожу на кухню, там Цой сидит. Говорю: "пробку открыть, поддеть нечем". Я не любил ключами, а тем более зубами. А он спрашивает : "А нальешь?". Меня даже покоробило: торговаться начал. О чем речь? Конечно, налью. И не потому, что он Цой, а потому просто из приличия. Он ее погрел, открыл. Я спрашиваю : "Куда налить-то?". А осадочек уже был... "А вот сюда". И протягивает мне, не глядя, стакан керамический, их еще тырили из кафе. Я наливаю целиком, и, вдруг, - пшшшш - всплывает хабарик такой, даже два вроде. Кто-то выпил и стал использовать, как пепельницу, стакан этот. Думаю: "Так, интересно, что Цой будет делать?" Немая сцена. Другой бы: "тьфу.." или "да что за...". Но ведь сам же стакан дал, я не знал, что в нем. Цой так мужественно вынул хабарик и выпил. Молодец! И пошутил еще: "О, изжоги не будет". Там же пепел еще, а пепел от изжоги пьют. Вот такая вот история. Тогда в АУ играл "Осел", сейчас он играет в "Алисе" . Клавишник, а раньше играл на гитаре, Дима Пшишляк, сейчас он Парфеновым себя называет, раньше был Пшишляк, ну Парфенов по матери, вообще потрясающий, конечно, музыкант: у него природный свинг такой, многие стараются из себя выдавливают, а у него все в долю ложилось. Потом Титя, сейчас у него группа "Аццские Ускорители", что–то еще... "Мертвые труппы" по-моему. Энтузиаст вообще, последний такой панк-могиканин. Мява такая была, от наркотиков умерла потом, от передозняка, но это так было, потом Стас Тишаков - группа "Кофе" - стаканы жрал, на басу хреново играл, но стаканы жрал. Лампочки - это ему пофиг было все, а стопки, стаканы - это, как оливье, просто шло. Ну, панк - это дело все серьезное. Однажды ему говорят: "А граненый стакан слабо сожрать?". Сожрал, ну в смысле стенки сожрал, а донышко не стал - не вкусно. Такой состав был, но было весело. Свин по-жизни был панком. Такой вот случай. Вадик Новиков из "Корпус 2", такая была команда, развалилась давно, он у Свиньи хотел купить барабан. Это подлинная история. У Свиньи кровати не было. В комнате лежал матрац пионерский такой, полосатый, противный. И где-то по дороге шел, зацепил штакетничек. Ограждение такое ставят перед открытым люком и так далее. Он притащил домой, поставил, чтобы его не тревожили у матраца. А по центру комнаты стоял барабан. Вадик приезжает к нему. Он сам преподавал рисунок. Подинтеллигентщенный человек такой. Привет - Привет. "Ну где барабан?". А Свинья с похмелья лежит. "А вон там". Он любил так лежать, так в потолок уставиться. Вадик поднимает барабан, а там - куча говна. Пикантная такая история! С одной стороны - говно и говно, а с другой - такой барабан как покупать? Которым говно накрывали. Что же это за аура-то там? Или привычка была в шкаф писать. Свин в этом весь вообще! Мы с ним помню песню сочинили - "Мясо от Бокасса". Опять же жизненная тема. Мы в Тюмени отыграли в жутком совершенно ДК. Нас там чуть не побили. Но, в конце концов, мы так хорошо сыграли, что всем понравилось, и о мордобитии уже речи не шло. Сидели, ждали денег. Нам там заплатили, но не сразу. Хочется жрать, естественно, хочется пить. Все хочется, а уже не совсем весело. И я говорю: "Свин, а давай сочиним песню какую-нибудь?" Он такой: "Давай! Надо чем-то заняться". А тогда ещё была нашумевшая история про Бокасса, который жрал своих министров. Там в Центральной Африканской республике каннибальство - это фольклор такой. И вот мы втроем: Свин, я и двоюродный брат Птера - Денис - сочинили песню "Мясо от Бокасса". Тогда же еще литовка текстов была. Жопа какая-то вообще. Тексты литовать. Понятное дело, что матом никто не собирался ругаться со сцены. Свинья, кстати, залетел один раз на эту тему. Был концерт в ЛДМ. Фестиваль . Приехал какой-то московский панк. ЛДМ - солидная организация. Толпа там была и дети. А Свинья, как настоящий эстрадник, стал общаться с ними. Причем его успели уже подпоить. Мы его пасли всегда до последнего потому, что когда он трезвый, все четко совершенно было. А когда нажрется, начинает слова путать и так далее. Он, в общем, наклоняется и у него выхватывает микрофон "ковбой", по-моему, - кликуха, и вдруг на весь зал : "Москвичи - хуй дрочи!" И это в ЛДМ! Весь зал сидит, у них голова ушла в плечи! Притихли, охренели совершенно. Последствия были такие - все приписали Свинье. Мы отыграли все нормально. Мама его сразу поняла, когда сказали, что бы он пришел с паспортом. Правда, попал на вольный режим. Я даже не знал, что такой есть, но у него же был куратор КГБ-шный - видимо так решили.
 

http://vk.com/public55264263?w=wall-55264263_13

http://vk.com/public55264263?w=wall-55264263_12

 

<< НАЗАД          ||          В НАЧАЛО >>